Хантайское Озеро | Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край

Хантайское ОзероТаймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край
поселок
Неопределенный

Поселок Хантайское Озеро расположен на юге Таймыра на юго-восточном берегу берегу Хантайского озера. Когда-то вокруг Хантайского озера кочевали лесные энцы. В течение XVII—XX вв. сюда с юга, с территории современной Эвенкии, приходили эвенки и заселяли берега Хантайского озера.

В начале 1920-х гг. сорок эвенкийских семей, живших по берегам Хантайского озера и в долинах к югу от него, остались вне досягаемости первых партийных работников, прибывших в Дудинку. Хантайские эвенки не были учтены и в полярной переписью 1926—1927 гг. Лишь в 1933 г. был образован Хантайско-Тунгусский кочевой Совет. В 1935 г. на месте нынешнего поселка была построена школа. Видимо, это и можно считать временем его основания.

На момент работы в поселке экспедиции НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова летом 2011 г. (при поддержке РФФИ) население поселка насчитывало 355 чел., в том числе 144 эвенка (40 %), 177 долган (49,9 %) и 4 энца (1,1 %). Эвенкийским языком в разной степени владело примерно 40 человек старше 30, свободно владели человек 10-15 старше 60. В Хантайском Озере живут носители пяти близких северных эвенкийских говоров: хантайского, каменского, игаркинского, агатинского, говора Большого Порога. Долганским языком владели человек 100 старше 25 лет, свободно владеют человек 40-45 старше 50 лет. Приятное исключение составляла приехавшая из Хатангского района 27-летняя школьная учительница, свободно говорившая на хатангском диалекте. Никто из энцев Хантайского Озера по-энецки не говорил.

В поселке была неполная средняя школа, где велось преподавание эвенкийского и долганского языков, а также детский сад, библиотека, дом культуры, больница.

Жители занимались оленеводством, охотой, в том числе и на пушного зверя, и рыбной ловлей.

Языковые данные: 

Данные районной администрации на 01.01.1011 г.

Население 355 чел., в том числе:

Эвенки 144 (40,6 %) Эвенкийским языком в разной степени владеют человек 40, все старше 30 лет. Свободно владеют 10-15 человек старше 60.

Долганы 177 (50 %) Долганским языком в разной степени владеют человек 100, все они старше 25 лет. Свободно владеют человек 40-45, все старше 50 лет. Исключение составляет приехавшая из Хатангского района 27-летняя школьная учительница, свободно говорящая на хатангском диалекте.

Энцы 4 Энецким языком не владеет никто из них.

Прочие 30 (9,4 %)

В неполной средней школе Хантайского Озера преподаются эвенкийский и долганский языки, пока что не слишком эффективно.

Данные о демографической и языковой ситуации по материалам экспедиции:

Данные

Урэн. И. Чампогир

Сказка записана Ларисой Мееровной Бродской в 1965 году и опубликована в ее диссертации. Иван Чампогир рассказывает сказку об Урэне. Его убили, жену увели в плен, но сын отомстил за Урэна. Этот сюжет распространен у эвенков: похожие сказки рассказывали Василий Поликарпович Удыгир, Виктор Николаевич Удыгир. См.

Лиса. И. Чампогир

Сказка записана Ларисой Мееровной Бродской в 1965 году и опубликована в ее диссертации. Иван Чампогир рассказывает сказку о хитрой лисе. Она сначала тайком съела припасы у человека, а потом обманула медведя. Сказки о лисе очень распространены у эвенков. Похожую сказку рассказала, к примеру, в 2008 году Валентина Иннокентьевна Удыгир.

Используется эвенкийский и русский текст Л. М. Бродской с незначительными правками. Глоссирование выполнено нами.

Налимы. И. Чампогир

Сказка записана Ларисой Мееровной Бродской в 1965 году и опубликована в ее диссертации. Иван Чампогир рассказывает о том, что как налимы сообща обманули лису. Они заставили ее поверить, будто налим плывет быстрее, чем она бежит. Похожую сказку рассказывала в 2007 году Валентина Христофоровна Ёлдогир.

Используется эвенкийский и русский текст Л. М. Бродской с незначительными правками. Глоссирование выполнено нами.

Иван Чампогир

В записях Л. М. Бродской указано, что в 1965 году ему было 30 лет. Работал колхозным пастухом, образование — 6 классов.

Чулугды

Текст записан в пос. Хантайское озеро в 2011 г. Минна Дмитриевна рассказывает о случае, который произошел с ее отцом. Отправившись искать оленей, тот повстречал некое существо в тайге. Минна Дмитриевна уже при расшифровке уточнила: это был Чулугды.

Харги

Текст записан в пос. Хантайское озеро в 2011 г. Минна Дмитриевна рассказывает о случае, который произошел с ее матерью, когда та ждала мужа из поездки.

Белка с мышью

Антонина Дмитриевна Чемпогир рассказывает сказку о споре мыши и белки. Мышь мечтала об уничтожении людей, потому что те топтали ее еду. Белка же выступала за людей.

Шаман. М. Д. Турская

Текст записан в пос. Хантайское озеро в 2011 г. в экспедиции под руководством О. А. Казакевич. Минна Дмитриевна вспоминает, как заболела её мама. Отец позвал шамана.

Рассказ о жизни. Л. А. Еремина, М. Д. Турская

Любовь Алексеевна и Минна Дмитриевна вспоминают о детстве, о совместных кочевках. Любовь Алексеевна рассказывает о том, как помогал отцу, будучи еще ребенком. Она вспоминает о местах, где кочевала в юности, и о поселках, уже исчезнувших. Она также вспоминает, как нянчила Минну Дмитриевну.

Страницы

Подписка на RSS - Хантайское Озеро