2010 — Экспедиция к сымским эвенкам и кетским и тымским селькупам

Экспедиция проходила с 30 июня по 30 июля 2010 г. на территории Верхнекетского и Каргасокского районов Томской области: поселки Белый Яр, Степановка, Катайга, Центральный и поселки Каргасок, Новоюгино, Напас, Молодежный.

Основной задачей экспедиции был сбор лексического и текстового материала по сымскому диалекту эвенкийского языка и кетскому и тымскому диалектам селькупского языка, а также социолингвистическое обследование поселков с автохтонным населением.

За время полевой работы участники проработали с носителями автохтонных языков региона – сымского диалекта эвенкийского языка, кетского и тымского диалектов селькупского языка и васюганского диалекта хантыйского языка - в общей сложности более 300 часов. Участники экспедиции провели социолингвистическое анкетирование автохтонного населения поселков. Анкеты заполнялись самими участниками в процессе беседы с респондентами.

Общие сведения о языковой ситуации в Верхнекетском районе
Население 20500 человек, в том числе:
Эвенки 60 - Эвенкийским языком в разной степени владеют 6-7 человек, свободно владеют двое.
Селькупы 383 - Селькупским языком свободно владеют двое, еще 3-4 человека помнят только отдельные селькупские слова.
Кеты 7 - Кетским языком не владеет никто.
Чулымцы 41 - Чулымским языком не владеет никто.

Общие сведения о языковой ситуации в Каргасокском районе
Население 22476 человека, в том числе:
Эвенки 29 - Эвенкийским языком не владеет никто, 1-2 человека знают отдельные эвенкийские слова.
Селькупы 470 (cелькупами записано некоторое количество хантов) - Селькупским языком не владеет никто, человек 5-10 помнят отдельные селькупские слова или словосочетания.
Ханты 135 - Хантыйским языком в разной степени владеют человек 10-15.

Работа экспедиции проходила в буквальном смысле на руинах автохтонных языков. По результатам экспедиции приходится с прискорбием констатировать, что тымский диалект селькупского языка (Каргасокский район) сегодня полностью прекратил свое функционирование и продолжает существовать лишь как воспоминание о когда-то слышанном или произносившемся, но забытом. Пожилым селькупам Напаса удавалось вспомнить полтора-два десятка слов. Процесс языкового сдвига начался здесь более полувека назад. 70 – 80-летние информанты рассказывают, что в детстве родители запрещали им говорить по-селькупски. Многие слышали селькупскую речь только от своих бабушек и дедушек. Из 29 сымских эвенков, живущих в Каргасокском районе, на своем этническом языке не говорит никто.
На Кети (Верхнекетский район) языковая ситуация следующая: в поселке Белый Яр живут двое носителей сымского диалекта эвенкийского языка, в поселках Степановка и Катайга – по одному носителю кетского диалекта селькупского языка, причем говорят они на разных говорах этого диалекта.

Среди опрошенных нами селькупов Кети и Тыма больше половины считают свой этнический язык бесполезным в современном обществе. Среди эвенков это встречается реже.

Материалы, собранные во время экспедиции: 
  • 17 текстов на сымском диалекте эвенкийского языка продолжительностью от 5 до 20 минут, записанные а пос. Белый Яр от двух носителей в возрасте 73 и 65 лет: рассказы о жизни (10), монолог-обращение к народу (1), фольклорные тексты (4), песни (3); все записанные тексты расшифрованы: затранскрибированы и снабжены переводом на русский язык, приближенным к пословному
  • 2 озвученных эвенкийских словаря-тезауруса объемом более 2000 единиц от тех же двоих носителей сымского диалекта 73-х и 65-и лет
  • 3 озвученных сокращенных эвенкийских словаря-тезауруса объемом 400 единиц, записанная от носителей в возрасте от 59 до 60 лет в поселках Степановка и Центральный
  • 9 текстов на кетском диалекте селькупского языка, записанные от двух последних носителей этого диалекта в возрасте 61 и 72 лет в поселках Степановка и Катайга: автобиографии, охотничьи рассказы, рассказы о камланиях
  • 2 озвученных селькупских словаря-тезауруса объемом около 2000 единиц от тех же двоих носителей кетского диалекта 61 и 65 лет
  • 4 озвученных сокращенных хантыйских словаря-тезауруса объемом 400 единиц, записанная от носителей в возрасте от 50 до 75 лет в поселках Новоюгино и Каргасок
  • материалы к описанию социолингвистической ситуации
  • видеоматериалы, отражающие функционирование и отдельные этнокультурные реалии современной жизни поселков: 8 часой записи
  • фотоматериалы: более 1500 кадров, среди которых фотографии жителей поселков и их быта, самих поселков и их природного окружения.